1+1 минус Александр Роднянский

12.06.2011

Президент холдинга СТС Медиа (телесети СТС и Домашний) Александр Роднянский выходит из своего украинского бизнеса. Вчера компания Central European Media Enterprises (CME) объявила, что купит у господина Роднянского и его партнера Бориса Фуксмана 30% телеканала 1+1 за $220 млн.

Из этой суммы предприниматели получат $80 млн, а остальное достанется совладельцу украинского Приватбанка Игорю Коломойскому. Оставшиеся 10% господа Роднянский и Фуксман могут продать за $109 млн в любую минуту, если СТС Медиа выйдет на Украину.
ООО ТРК Студия 1+1-- второй по величине украинский телеканал, основанный Александром Роднянским и Борисом Фуксманом (владеют 40% долей). По данным GfK Ukraine, среднесуточная доля канала в 2007 году по аудитории старше четырех лет -- 16%, в прайм-тайм -- 18,2%. Выручка за девять месяцев 2007 года -- $80,4 млн, EBITDA -- $15,1 млн.

До вчерашнего дня международная группа СМЕ контролировала 60% долей ООО ТРК Студия 1+1. СМЕ выкупает у Александра Роднянского и Бориса Фуксмана все миноритарные пакеты в группе компаний Студия 1+1, в результате чего получит контроль над 90% телеканала и опцион на покупку оставшихся 10%, говорится во вчерашнем сообщении СМЕ. Компания оценила 30% телеканала в $219,6 млн. Таким образом, весь канал оценен в $732 млн. Из заявленной CME суммы Борис Фуксман и Александр Роднянский имеют право получить наличными лишь $79,6 млн. В сообщении CME говорится, что оставшиеся $140 млн получит Игорь Коломойский в обмен на опцион на покупку 21,67% долей в ООО ТРК Студия 1+1. Он может получить деньги наличными либо акциями CME класса A.

В сообщении CME говорится, что в заявленные 30% включена доля, которую компания ранее согласилась приобрести у Игоря Коломойского. В августе 2007 года господин Коломойский опосредованно стал совладельцем 1+1, купив на NASDAQ 3% акций CME за $110 млн, а в октябре заявил о намерении воспользоваться опционом на покупку 21,67% долей телеканала у господ Фуксмана и Роднянского и перепродать этот пакет СМЕ.

Александр Роднянский и Борис Фуксман утверждают, что CME удалось уладить конфликт собственников 1+1: с 2005 года господин Коломойский судился с ними, доказывая свои права на долю в ООО, которую предприниматели, по его словам, в 2005 году пообещали продать ему. Господин Роднянский подтвердил вчера, что получит со своим партнером наличными $79,6 млн, отметив, что конфликт с Игорем Коломойским улажен.

Опцион на продажу оставшейся у основателей телеканала 10% доли в Студии 1+1 определен в $95,4 млн в течение первого года, $102,3 млн -- в течение второго и $109,1 млн -- в последующие годы. Цена досрочного выкупа -- $109,1 млн. Александр Роднянский признался, что CME хотела, чтобы он с Борисом Фуксманом оставались миноритариями 1+1. Но если СТС Медиа выйдет на Украину, я в любую минуту продам свою долю, чтобы не создавать конфликта интересов,-- пояснил он.

Группа СТС Медиа сегодня является деловым партнером 1+1. В своей отчетности за прошлый год СТС Медиа указывает, что покупает через немецкую Innova Film GmbH, в которой господину Роднянскому и его партнеру принадлежит 40%, продукцию 1+1 (шоу Самый умный) и продает украинскому каналу свои оригинальные программы. Так, в 2006 году СТС Медиа закупила через Innova продукцию 1+1 на $815 тыс. и продала на $7,7 млн.

По контракту между СТС Медиа и Александром Роднянским, его участие в бизнесе 1+1 не должно создавать конфликта интересов во время работы в СТС Медиа и после расторжения контракта. Если 1+1 или аффилированные с каналом структуры захотят вести бизнес в России или любой другой стране, где уже работает СТС Медиа (сейчас компания представлена в Казахстане и Узбекистане), господин Роднянский не может быть ни сотрудником, ни консультантом этих компаний.

СТС Медиа никогда не скрывала интереса к украинскому рынку. Но в интервью Ъ летом 2007 года Александр Роднянский признал, что экспансия в Казахстан более перспективна. В абсолютных цифрах Украина больше (Казахстана. -- Ъ), но здесь и более конкурентное пространство, и вход значительно дороже,-- сказал он. По оценке ZenithOptimedia, объем всего рекламного рынка Украины в 2007 году достиг $883 млн (+25%), Казахстана -- $854 млн (+31%). Одновременно с покупкой казахского Канала 31 во втором полугодии 2007 года СТС Медиа вела переговоры о покупке украинского телеканала НТН. В итоге 60% НТН приобрела группа Интер, оценив весь канал, чьи рекламные сборы, по экспертным оценкам, не превысили в 2007 году $11 млн, в $350 млн. Аналитик ФК Уралсиб Константин Белов полагает, что если бы СТС Медиа вышла на Украину, конфликт интересов с 1+1 был бы оперативно урегулирован. Пока выходу СТС Медиа на Украину препятствует дефицит выставленных на продажу телеактивов и завышенные на них цены,-- говорит он.

Сергей Ъ-Соболев; Елена Ъ-Синицына
КоммерсантЪ